+7 (928) 070-42-77
Обратный звонок

Профилактика

Методический материал по первичной профилактике наркомании (pdf)

Сегодня тенденция роста числа наркозависимых и снижение их возраста очевидная и долговременная. Уже очевидно, что решить проблему наркомании  теми силами и средствами, которые сегодня используются практически невозможно. В российском обществе в целом, и в РСО – Алании в частности, сложилась чрезвычайная ситуация с употреблением наркотиков в молодежной среде,  и для борьбы с этим явлением необходимо  принятие чрезвычайных мер.

Необходимо осознать всю глубину опасности, которая угрожает нашим детям, нашим семьям и государству. Необходимо отрешиться от благодушия и беспечности, мобилизоваться, изменить уклад  своей жизни и уклад семьи.

Никакое общество не может быть здоровым, если в нем нет зрелых мужчин и женщин, способных нести ответственность за собственную жизнь и психическое здоровье собственных детей.

Здоровье человека  следует рассматривать как  социо-культурный, исторический феномен,  не только  как медицинскую проблему, но и как  психолого-педагогическую проблему. Здоровье является зеркальным отображением культуры и образа жизни человека.  Оно зависит от развития того потенциала (физического, психосексуального;  интеллектуального; эмоционального; социального и духовного), который заложен в человеке от природы.

Поэтому профилактика наркомании должна быть сфокусирована на семье и школе.

Важно отметить, что занимаясь первичной профилактикой наркомании, мы одновременно занимаемся и профилактикой большой группы болезней зависимого поведения (количество которых увеличивается с каждым годом и достигло уже  около 180 видов).

Виды профилактики (по целевой группе):

Первичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков.

Вторичная профилактика  – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.

Третичная профилактика  или реабилитация. Реабилитация является отдельным направлением профилактики наркомании, которая требуется для восстановления психологических и социальных навыков лицам, прошедшим курс лечения. Ее целью является мотивирование пациента к полному и окончательному отказу от приема наркотиков – профилактика «срыва».

Традиционная реабилитация подразумевает восстановление психологических и социальных навыков и возвращение бывшего наркозависимого в его привычную среду, как только он становится к этому готов.

Типы профилактики:

  • Общесоциальная (неспецифическая) профилактика – сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияющая на нее косвенно – через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий. К мероприятиям неспецифической профилактики, также можно отнести благоустройство окружающей среды, подъездов домов (установка замков, светильников, изоляцию подвалов и чердаков), дворов, в результате чего затрудняется доступ к потенциальным местам употребления наркотиков. К этому же типу относятся программы и мероприятия по организации досуга подростков.
  • Специфическая профилактика – мероприятия и программы этого типа призваны влиять на те, или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся специализированные информационные компании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги или тематические занятия для подростков, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда. Также выделены уровни профилактики:

Уровни профилактики:

  • Личностный – на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста.
  • Семейный уровень предполагает влияние на «микросоциум» — семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого человека к наркотикам. Например, сюда относится тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.
  • Социальный уровень профилактики, способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также, отношения к потребителям.

Эффективная профилактика:

  • Эффективная профилактика — это первичная профилактика, направленная на предупреждение первых проб употребления наркотика. Первичная профилактика, заключающаяся в воспитании, обучении и формировании зрелой, психологически устойчивой личности. Важно понимание того, что главным условием здоровья и жизнеспособности человека является  непрерывный рост и гармоничное развитие личности, формирование характера и ведение здорового образа жизни.
  • Методы, которые направлены на сохранение и развития условий, способствующих здоровью человека на уровне личности, семьи и общества, на воспитание гармоничной личности. То есть такой личности, которая обладает развитой нравственностью и зрелым характером, умеет противостоять жизненным трудностям и способна полноценно функционировать соответственно  своему возрасту и полу.
  • Эффективная профилактика — это в основном массовая психологическая и социальная профилактика, охватывающая все слои общества. Профилактика  которая проводится подготовленными профессионалами регулярно, последовательно, беспрерывно.

Эффективность профилактических мероприятий возможна только при следующих условиях:

При создании единого поля научного понимания проблемы наркомании — «зависимость – созависимость». Общество с низким уровнем информированности о проблеме лишается мощного средства борьбы с наркоманией — возможности продуктивной первичной профилактики, а также и эффективного реабилитационного процесса больных наркоманией.

Профилактику наркомании нужно начинать как можно раньше, еще до рождения ребенка и до того, как школьниками приняты установки асоциального поведения (до 11 -12 лет). В детской поликлинике и в дошкольных учреждениях это делать опосредовано, через родителей. В начальной школе лучше это делать опосредовано — через родителей и наряду с этим непосредственно заниматься с детьми по программе «Сохранение и укрепление здоровья детей»

В работе по профилактике наркомании должны быть  задействованы все участники образовательного процесса: родители, педагоги, учащиеся.

Важно не только просвещать родителей, учащихся и педагогов, но и оказывать им практическую психологическую помощь подготовленными специалистами.

Ведущим школьным предметом по профилактике наркомании определить предмет  «Основы безопасности жизни», который будет проводиться: а) подготовленным специалистом; б) со всеми участниками образовательного процесса; в) начиная с начальной школы и заканчивая 9 классом.  В него необходимо включить дополнительно три блока:

  1. «Самопознание и саморазвитие» Корнем всех человеческих проблем и страданий, в том числе болезней и насилия в семье, являются неверное пониманием своей собственной природы, неосознанное существование, незнание ответов на жизненно важные вопросы и вследствие этого ошибочным подходом к себе и окружающим. Подростковый же возраст считается тем временем, когда начинает проявляться стремление к познанию самого себя. В этом возрасте необходима  профессиональная помощь детям и подросткам в  их ориентации в жизненном пространстве, помощь  в самопознании,  саморазвитии, в становлении зрелой, гармонично развитой личности.
  2. «Формирование жизненных навыков» Наиболее эффективными являются профилактические программы, в сочетании с программами по формированию общих жизненных навыков, способствующих развитию личности и  обучающих навыкам сопротивления социальному давлению. Согласно исследованиям программа «Формирование жизненных навыков» приводит к снижению употребления наркотиков почти на 80% в группе вмешательства по сравнению с контрольной. А поддерживающие занятия помогают сохранить и даже усилить данный эффект. Снижение наркотизации подростков, которые проходили профилактическое воздействие в младшей и средней школе, сохранялось и к моменту окончания школы. (Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления. Под редакцией Эрика Ф. Вагнера и …М.2006 стр.
  1. «Семьеведение» «…Семья и семейное воспитание —   это как бы духовно-воспитательное производство. Семья создает человека как центральную фигуру всех областей общества — главного двигателя труда, главного строителя общественных отношений, главного творца быта, семьи. Учитывая вопиющую родительскую несостоятельность и то, что необходимость предмета «Семьеведение» в школьную программу очевидна без всякого предварительного тестирования – так называемого, пилотного проекта. Предмет «Семьеведение» должен быть обязательным  для всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и учащихся).

Неэффективные методы профилактики наркомании:

  • Методы профилактики, применяемые вне контекста привязанности (т. е. в условиях отсутствия тесных эмоциональных связей, характеризующихся взаимным вниманием, чуткостью, отзывчивостью, доверием и желанием поддерживать близкие отношения между родителями и ребенком, между воспитателем и ребенком, между учителем и учащимся). Вне контекста привязанности дети часто оказывают сопротивление  педагогическому воздействию, как родителей, так и педагогов. В таких условиях не может сформироваться психологическая устойчивость и, стало быть, наркоустойчивость.
  • Методы проведения одноразовых лекции, круглых столов, акций, в больших аудиториях. Так как одноразовые встречи не могут восполнить необходимый детям и родителям объем знаний для самопознания и саморазвития. Сложность проблемы и информация о ней  требуют  еще и другого формата – специальных программ.
  • Методы, ориентированные на тактику запугивания, так как они не способны изменить зависимое поведение подростков. Ребенку, который не имеет четких ориентиров в жизни, не умеет  эффективно общаться, озабочен проблемами межличностного взаимодействия и не умеет преодолевать стресс, знания о вреде употребления ПАВ (психоактивных веществ) неинтересны и, стало быть, бесполезны.
  • Неэффективна и самодеятельность, проявляемая в учебных организациях в виде театрализованных представлений: «Шаг до пропасти», «Суд над сигаретой» и пр.

Необходима не только просветительская работа, но и практическое обучение родителей и подростков по специальным программам.

Кокоева Т. М. — Организатор медицинской профилактики

Республиканского наркологического диспансера г. Владикавказа

    Обратный звонок

    Ваше имя

    Ваш телефон

      Сообщить о подозрительной активности

      О чем вы хотите сообщить?

      Информация для связи с вами